Публикации

Что такое релевантность

В отношении функционирования любой поисковой системы чуть ли не главным термином можно назвать слово релевантность. «Релевантная выдача», «релевантные результаты» эти фразы звучат повсюду, где говорят об основных принципах работы поисковиков.

Наиболее близким и понятным отождествлением слова релевантность можно считать слово адекватность. В другом смысле релевантность – это то, что имеет отношение к делу, а в данном случае к конкретному поисковому запросу. Релевантность результатов поиска поисковой системы означает, что они содержат документы, относящиеся к делу или сути поискового запроса. Казалось бы все очень просто, но не совсем. Объективного и общепризнанного определения термина «релевантность» нет. Кто определяет, действительно ли сайты соответствуют тому, что подразумевалось в поисковом запросе? Очевидно, что сам автор конкретного запроса введенного в поисковик. В этой связи возникает несколько вопросов. Соответствуют ли потребностям отдельных людей поисковые запросы, вводимые миллионами других людей? Соответствуют ли эти запросы тому, что именно ищет одни отдельно взятый человек?

Ответы на эти вопросы кроются в следующих положениях. Во-первых, большинство запросов – одно или двухсловные, то есть максимально краткие и лаконичные. Понятно, что не всегда они полностью отражают смысл той или иной страницы. Это означает, что некоторые условия поиска, остаются в понимании пользователя «не озвученными». Во-вторых, ни один человек и не одна из поисковых систем не может достоверно знать, что имеет ввиду, конкретный пользователь, вводящий нужный именно ему поисковой запрос. И в-третьих, у самых популярных поисковых запросов достаточно большое количество авторов – их вводят разные люди. Всегда ли и все ли они под конкретным поисковым словом или фразой подразумевают, одно и тоже? Вероятно, нет.

Как вывод можно сформулировать такое утверждение: поисковой запрос априори неполон. Практически всегда есть «не озвученное» пользователем, но крайне важное для него условие релевантности поиска.